Военно-исторический форум   Military
  Военно-исторический форум Military
Военно-исторический форум, история России, военная история.
Исторический форум, посвященный обсуждению вопросов военной и общей истории
  Размещение рекламы

 Страниц (6): « 1 2 3 4 5 [6] 
 

> Донское побоище , К годовщине Куликовской битвы видеолекция О.В. Двуреченского
LVZh
Отправлено: Вчера — 09:09
ID


майор





Сообщений всего: 913
Дата рег-ции: 31.05.2010  
Репутация: 10




 Валентин пишет:
Его стараниями в 1395 году митрополичья кафедра переносится в Москву.


Неточные сведения -- кафедра митрополита Руси с 1299 официально во Владимире-на-Клязьме, с 1325 в Москве. Если Киприан что и сделал в 1395-м, то только перенес в Москву икону Владимирской божьей матери.
-----
"Сколько людей, столько и мнений". Теренций
   Top
adm_Seymour пишет: Случайно, сегодня.
Зарегистрироваться!
Валентин
Отправлено: Вчера — 10:07
ID


подполковник





Сообщений всего: 2150
Дата рег-ции: 25.08.2010  
Репутация: 14

[+][+]


Нурутдинов Ф. Г-Х. под редакцией академика Ю.К. Бегунова.

Куликовская битва в свете булгарских источников.

Статья напечатана в ответ на работу Р. Набиева о Куликовской битве. В статье используются сведения из булгарских источников – свода «Нариман тарихы» Даиша Карачая аль-Булгари и его продолжателя Юсуфа аль-Булгари. Свод начинается с описания событий 1391 года и заканчивается 1787 годом. Но в нём есть и описание соперничества Тохтамыша и Мамая. Эти сведения из «Нариман тарихы» впервые вводятся в исторический оборот.

В борьбе за власть в улусе Джучи, Тохтамыш старался заручиться поддержкой булгарских ханств – Булгар аль-Харидж (Нижнее Поволжье) и Мэнгу-Булгар (Казанское ханство). Согласно свидетельству булгарского Свода, Куликовская битва была, но сведения о ней подверглись в русских летописях коренному редактированию, в процессе которого первоначальные сведения оказались полностью искаженными и утраченными. Сказания о Куликовской битве сохранились в двух булгарских летописях – «Джагфар-тарихы» и «Нариман-тарихы», первая была составлена в конце семнадцатого века, вторая в конце восемнадцатого.

Согласно этих источников, то, что в русских летописях называют «Куликовской битвой», в «Джагфар-тарихы» называется «Мамай сугэше», а в «Нариман-тарихы» - «Саснак сугэше» или «Битва с Мамаем» или «Куликовская битва ». «Саснак» - «кулик» по булгарски. Русские летописи ошибочно определяют место битвы у реки Непрядвы, в то время как «Нариман-тарихы» (далее НТ) утверждает, что битва была между реками «Саснак» (современная Сосна) и Кызыл Меча (современная Красивая Меча). В районе речки Каенсу (совр. Непрядва) в болоте и прятался отряд балынского улубия (Великого князя) Иджим-Тюряя (Дмитрия Ивановича). После битвы эмир Чирши (Елецкое княжество) похоронил павших булгар у елецкого аула Кызыл (совр. Красное), а Иджим-Тюряй (князь Дмитрий Иванович) похоронил балынцев (русских москвичей) у реки Нимрад (совр. Перехвал). В Кызыл-Мечу впадает река Яшелсу (Синяя). Поэтому нельзя путать Каенсу (совр. Непрядву) со старой Нимрад (Перехвалом), которая расположена в 70 верстах южнее Непрядвы современной. Путаница с названиями рек и говорит, что авторы русских летописей писали свои сочинения гораздо позже самой битвы и булгарских источников.

Также в летописях опускается факт подчинения Москвы Сарайско-Булгарскому царству. Это царство просуществовало до 1437 года, когда оно вошло в состав Мэнгу-булгар (Казанского ханства). После взятия Казани Москвой в 1552 году, территория стала называться просто «Кичи-булгар» (Малая Булгария) и последним его эмиром был Карасакал. Существование своё Кичи-булгар закончил в 1740 году. Автор начала НТ Даиш Карачай аль-Булгари составил свод в 1391 году, при описании войны с Мамаем, в которой Куликовская битва была лишь эпизодом, он использовал устные и письменные сведения участников. В частности он указывает на рассказы эмира Закамской Булгарии Бахта-Мохаммеда и Сабана Халджи (в русской транскрипции «монах Софоний, автор «Задонщины»), а также сведения из рода Нарыковых. Даиш Карачай Булгарский пишет: «… Суть рассказанного мне Бахта-Мохаммедом вкратце такова: когда Тохтамышу стало известно о зловещем намерении Мамая напасть на столицу (Сарай-Бату) совместно со своими друзьями из Алани, он велел Газану Абдалу и Бахта-Мохаммеду оторвать от него артанцев (литовцев), кортджакцев (москвичей), кисанцев (рязанцев) и коч-кумыкцев (кубанских алан-карачайцев). Прибыв к москаулыйцам, Бахта-Мухаммед увидел, что они готовятся к войне и сказал улубию ак-балынцев (Великому князю московскому): «мы загородим Мамаю путь в Артан (ВКЛ) и Кортджак (Москву). Если ты не поможешь нам или будешь мешать, мы перевернём весь Ак-балын вверх ногами!» а Газан сказал беку артанцев (Великому князю литовскому Ягайле): «Царь движется по Хэлеку (граница между степью и русскими и литовскими княжествами, которую степнякам было запрещено пересекать) со всем своим войском. Мы надеемся, что ты сам защитишь свою границу от разбойника Мамая и тем подтвердишь свою дружбу с падишахом (Тохтамышем). И пусть пожалеют те, кто нашептывает тебе слова о раздоре!»

Оба андаша (вассала) после долгих раздумий решили встать на сторону великого падишаха и помочь ему. Коч-Кумык Улуш (северо-кавказский князь) объехал всех азакских беков и устроил им роскошный праздник, на котором все беки решили поддержать великого падишаха. Мамай был разбит и побежал вдоль Хэлека к Кюльдже. Он хотел укрыться в Артане, но хариджийские булгары и ак-балынцы перекрыли ему дорогу. В разгар боя Бахта-Мохаммед, перекрывавший путь рязанцам, ударил по врагу и заставил Мамая отступить в Джалду (Крым) к совим единоверцам-алтыбашинцам (итальянцам) (Мамай – католик?!).

Мамай потерял в сражении с Тохтамышем 20 тысяч, столько же в сражении у Кюльджи, кисанцы потеряли 3 тысячи, Тохтамыш потерял 10 тысяч, артанцы 500 человек, ак-балынцы (москвичи) 30 тысяч.

Сабан-Халджа, бек барынджарских кара-булгар, рассказал мне более подробно об окончании войны с Мамаем. Сам он вначсале служил Артану (Литве), потом перешел на службу к Мамаю, а его брат Адам остался у артанцев. В саснакской (Куликовской) битве Халджа атаковал ак-балынцев, а потом отступил к Кюльдже (река Кальчене, приток Ворсклы), где бился с конниками балынского князя Булымера (князь Владимир Андреевич Серпуховский). Когда Мамай ушел в Джалду (Крым), Бахта-Мухаммед разрешил балынцам вернуться к себе. По дороге Булымер грабил чиркесов (украинских казаков) и Халджа снова напал на него. В бою Булымер пленил Халджу, но потерял весь свой обоз, захваченный сыновьями Халджи. Пять лет Халджа провёл в ссылке в Сарыкюле (Белоозеро), но православия не принял. Чтобы не помереть на чужбине он написал для балынцев историю Саснакского сражения («Задонщину»), которое балынцы называют «Ширским» (Донским). Балынскому беку история так понравилась, что он обменял Халджу (русские называли его «Софоний Резанец» - то есть, «Софоний-мусульманин») на сына воеводы Улакчина (Алексина). Сабан Халджа некоторое время жил в Улуг-Булгаре, где я с ним и встретился».

   Top
Страниц (6): « 1 2 3 4 5 [6]
Сейчас эту тему просматривают: 0 (гостей: 0, зарегистрированных: 0)
| Метки: Куликовская битва, археология, Двуреченский
« Средние века »

> Похожие темы: Донское побоище
Темы Форум Информация о теме Обновление
Великие сражения Александра Невского
Ледовое побоище, Невская битва и т. д.
Средние века Ответов: 28
Автор темы: Аскет
18 июля 2012 — 12:26
Автор: Сваротвар
30-летие битвы за Фолкленды - впереди новая война?
Обострение ситуации вокруг Фолклендов.
Современные конфликты Ответов: 14
Автор темы: Большой Сюй
14 февраля 2012 — 14:40
Автор: Большой Сюй
 


Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 

когда появился спирт, военные фильмы современные, военные стрелялки




Военно-исторический форум, история России, военный форум, военная история


Powered by ExBB FM 1.0 RC1