Военно-исторический форум Military > История войн > Военная техника > Военно-морской флот > Кригсмарине

Страниц (4): [1] 2 3 4 »
 

1. OLGERD - 11 июля 2010 — 22:17 - перейти к сообщению
История Кригсмарине: дайверы на затонувших подлодках
Эта статья была напечатана в № 50 журнала «Вертикальный мир» (2005 г.), посвященного экстремальным видам спорта. Довольно странный источник – но материал, на мой взгляд, очень интересен, хотя и не изобилует ТТХ, а в чем-то рассчитан на читателя, вовсе не знакомого с темой. Но в нем есть человеческие эмоции, а это редко встречается. К тому же я имел отношение к подготовке его к печати, да и редактировал его тоже я – дайверы, увы, были не совсем в курсе некоторых деталей. В общем, рекомендую!

Кирилл Колосов


Кафе «Маргарита»Живым нужна любовь, а мертвым – память!

«Беатрис сказала мне, что ты не смогла прийти на встречу, так как тебя срочно вызвали на дежурство в госпиталь. А я весь вечер прождал тебя в нашем кафе «Маргарита». Очень жаль, что так вышло и мы опять не увидимся с тобой так долго. Сегодня в Атлантике опять ужасная погода, дождь со снегом бьют в лицо, шторм не прекращается уже неделю. Мы круглые сутки несем вахту в этих ужасных условиях. И кто только выдумал эту войну? Нас здесь 43 человека, и все только и думают, как бы выжить, но все равно я одинок. Мне здесь так холодно без тебя…»
Из письма, поднятого с одной из затонувших немецких подводных лодок

Это послание адресовано некой Марии, француженке, с которой этот немецкий парень встречался на военно-морской базе в Лорьяне. Кафе «Маргарита» до сих пор находится на том же самом месте, что и 65 лет назад, по соседству с бывшей штаб-квартирой гросс-адмирала Карла Дёница. Оно и теперь мало чем отличается от того кафе, где немецкие матросы встречались с французскими девушками перед долгими боевыми походами.
Кем были эти молодые ребята? Фашистами? Убежденными национал-социалистами? Вряд ли! Теперь, по прошествии более шести десятков лет, история их судеб стерта беспощадной машиной времени, и мы можем только предполагать. Скорее всего, это были просто честные парни, выбравшие себе нелегкую, полную опасностей дорогу морских скитальцев. Судьба разделила мир на черный и белый цвет, и в итоге шесть лет жизни десятков тысяч таких же парней просто вычеркнуты из истории, словно бы и не было их вовсе. Однако в морской бездне до сих пор лежат почтовые ящики с неотправленными письмами любимым и матерям, а в чреве стальных субмарин до сих пор покоятся безымянные останки более 30 000 парней, которые дрались как волки за честь и достоинство своей страны. Они умели любить и ненавидеть. Это была их жизнь. И мы не вправе судить их!

История создания подводного флота Третьего рейха

В июне 1935 года было подписано англо-германское морское соглашение, по которому Германия обязывалось ограничить постройку своего подводного флота до 45% от ВМФ Его Величества. В то время Германия еще подчинялась позорному для страны Версальскому договору, и подписание нового соглашения с Англией означало, что Германия теперь официально сможет строить свой собственный подводный флот. Однако задолго до этого Германия все же нелегально осуществляла строительство подводных лодок на базе голландской судостроительной компании Ingenieurs-Kantoorvoor Sheepsbouw и к моменту подписания англо-германского морского соглашения уже обладала немногочисленным подводным флотом, в том числе подводными лодками II, VII и IX серий.
Сразу же после подписания соглашения на должность командира 1-й флотилии подводных лодок «Веддиген» был назначен Карл Дёниц; впоследствии он возглавил подводный флот, а в 1943-м – и весь Военно-морской флот Германии (Кригсмарине). Талантливый подводник, командовавший в Первую мировую войну подводной лодкой, Дёниц разработал тактику групповых подводных атак – стратегию «волчьих стай».
Стратегия «волчьих стай» заключалась в компенсации специфических недостатков подводного флота того времени. Дёниц представлял себе «стаю» из 6–9 подводных лодок, развернутых веером на пути следования очередного военно-промышленного конвоя, и такие «стаи» должны были быть рассредоточены по всей северной и центральной Атлантике. Далее, как только вражеский конвой обнаруживался одной из лодок «стаи», она начинала действовать как маяк-наводчик для сбора всей «волчьей стаи». Собравшись вместе, хищники начинали атаковать жертву под покровом ночи с поверхности, когда относительно низкий силуэт субмарины делал ее практически незаметной среди морских волн, при этом максимальная скорость субмарины в надводном положении могла достигать 15 узлов, что превышало общую скорость всего конвоя, равную в среднем 7–9 узлам. «Стая» должна была погружаться только лишь для того, чтобы избежать преследования охраны конвоя – эсминцев. Днем «волчья стая» должна была двигаться далеко впереди конвоя в надводном положении и готовиться к новой ночной атаке.

Карл Дёниц. Осень 1941 года. Обнаружить и уничтожить!

«Впервые групповая тактика действий подводных лодок была применена мною на больших маневрах германского ВМФ осенью 1937 года. Я, как командующий подводными силами, находился на плавучей базе подводных лодок в Киле и управлял по радио подводными лодками, действующими в Балтийском море. Им была поставлена задача обнаружить в открытом море к северу от побережья Померании и Восточной Пруссии соединение кораблей противника – а далее, сблизившись с ними, атаковать и уничтожить. В ходе маневрирования и наведения группы подводных лодок на противника операция увенчалась полным успехом. После новых учений и тренировок в Северном море подводные лодки в мае 1939 года отрабатывали стратегию «волчьих стай» в Атлантике к западу от Пиренейского полуострова и Бискайского залива. В июле 1939 года аналогичные учения были проведены на Балтийском море в присутствии главнокомандующего Военно-морскими силами Третьего рейха гросс-адмирала Эриха Редера».

Франция – Англия – Германия. 1939 год

Динамика военно-морских учений и активное строительство германского подводного флота не могли остаться незамеченными для Великобритании, страны, которая всегда ревностно относилась к развитию флота в других странах. В частности, поэтому 3 сентября 1939 года Англия совместно с Францией объявила войну Германии. Далее события развивались стремительно для уже вставшей на ноги Германии. Морские операции Карла Дёница и его подводного флота приносили ему все новые и новые победные лавры, а молниеносная война с Францией и ее мгновенная капитуляция позволили осуществить планы Дёница. В течение двух последующих лет на территории западного побережья Франции появилось пять сильно укрепленных баз подводных лодок Третьего рейха, что позволило командованию Кригсмарине контролировать акваторию от Ла-Манша и Атлантического побережья Франции до Гибралтара и частично восточного побережья США. Десятки тысяч молодых людей проходили обучение в специальных школах подводников, считая за честь служить в подводном флоте под руководством Карла Дёница. Спустя три года после объявления Англией и Францией войны германский подводный флот практически поставил на колени Британскую империю, методично уничтожая конвой за конвоем и загоняя тем самым Англию в экономическую блокаду. Немецкие подлодки успешно возвращались на французские базы, и их экипажи встречали как истинных героев. Военно-морские базы в городах Брест, Лорьян, Сен-Назер, Ла-Рошель и Бордо рукоплескали победителям. Французские девушки встречали немецких моряков цветами, шампанским и одаривали их своей любовью. Это было лучшее время для немецкого подводного флота, однако ничто не вечно, и первые серьезные потери подводный флот стал нести уже в начале 1943-го, когда Англия заключила с США договор о сопровождении американскими военными кораблями конвоев для Великобритании (до сих пор Гитлер не мог решиться на объявление войны США). В это же время английские инженеры разработали новый сонар, позволявший с максимальной точностью определять месторасположение подводной лодки, что резко снизило эффективность атак немецкого подводного флота.

Бискайский залив. Май 2003 года

День выдался солнечный, и Атлантика была похожа на спящего монстра. Наш катер выходил в открытое море из божественно красивой бухты Дуэлен, что под Лорьяном. Мой друг и напарник по погружениям Жан Луи и я готовили снаряжение к предстоящему погружению на неизвестную подводную лодку, покоящуюся в 30 милях от берегов французской Бретани на глубине 90 метров. Распечатку сонара бокового обзора с нанесенным на ней сигарообразным силуэтом передали нам знакомые из штаба ВМФ Лорьяна с предложением погрузиться на неизвестный объект, произвести фотосъемку и в дальнейшем попытаться идентифицировать его. На данной глубине мы запланировали провести 20 минут, для этих целей мы приготовили газовый модуль – тримикс, декомпрессионный нитрокс и кислород. Катер скользил по ровной поверхности Атлантики, как по зеркалу. Это позволило нам еще раз детально проверить и подготовить снаряжение. Спустя два часа мы наконец выходим на предполагаемое место погружения, некоторое время катер кружит, словно коршун над жертвой, выравнивая координаты карты с показаниями JPS, и наконец якорь плюхается в зеркальную воду, натягивая фал как струну. Через мгновение это будет единственная путеводная нить, соединяющая нас с объектом, покоящимся на глубине 90 метров уже более 60 лет. Мы переваливаемся через борт катера, падаем в холодную воду Бискайского залива и, не говоря ни слова, приступаем к погружению. Безмолвный мир Атлантики встречает нас туманно-зеленой водой и планктоном, словно звездный дождь, проносящимся мимо, куда-то вверх. Мы падаем глубже. На 30 метрах меняем регуляторы с донным газом и продолжаем падение во тьму. Под нами черный бархат, луч фонаря освещает только одинокий фал, уходящий куда-то в бездну. Я обожаю эти первые минуты погружения в неизвестность! 60 метров, 70 метров, 75 метров… падение продолжается, и за отметкой 85 метров луч фонаря выхватывает провисший фал и наш якорь, зацепившийся за фрагмент балластной системы легкого корпуса подводной лодки, лежащей на ровном илистом дне с дифферентом на правый борт. Опустившись на борт субмарины, я пристегиваю карабин с ходовой катушкой к якорю и начинаю разматывать ходовой линь, чтобы на обратном пути вернуться точно на фал. Итак, глубина 90 метров, кругом мгла, мы видим только корпус мертвого «волка» в отличном состоянии. Большая глубина, холодная вода и отсутствие донной жизни послужили отличным консервантом для крупповской стали. Первый визуальный осмотр и геометрия палубы показали, что это субмарина принадлежит к IX серии немецких подлодок. Позже, внимательно изучив архивные данные, мы узнали, что в этом районе Бискайского залива погибли две лодки этой серии – U-526 и U-1222. Но, возможно, что эта субмарина – одна из пропавших без вести. Таких было десятки…
Двигаемся в сторону смотровой надстройки. Мой напарник соскальзывает с борта на дно и запускает луч фонаря в надстройку, я присоединяюсь к французу. Теперь уже два фонаря освещают разорванные куски стали. Похоже, субмарина получила пробоину в правом борту. Судя по расположению лодки, ее уничтожили с морской стороны, в тот момент, когда субмарина находилась в надводном положении. Это могла быть выпущенная с другого судна торпеда, либо это трагическое прикосновение мины. Сейчас это только гипотеза, необходимо сделать еще множество погружений, чтобы хоть как-то представить картину трагедии. Проплыв вдоль корпуса, Жан Луи делает несколько снимков фрагментов подводной лодки, и мы приступаем к возвращению к якорю, а оттуда к поверхности. Предстоящие длительные декомпрессионные процедуры – своего рода расплата за возможность нырять глубоко и долго. Прощай, безымянный «волк», мы обязательно вернемся и попытаемся восстановить твое имя!
Весь вечер этого дня мы только и говорили что об этой подводной лодке, планировали новое погружение. Однако утром все наши планы были перечеркнуты. Атлантика проснулась, и огромные океанские волны разбивались о прибрежные скалы так, что соленый дождь покрывал добрую часть Лорьяна и его окрестностей. Решено было сменить дислокацию и перебраться южнее, в Сен-Назер, туда, где погода только и делала, что ждала нас.

Немецкие базы подводных лодок на западе Франции

Важнейшей составляющей частью стратегических планов в битве за Атлантику была операция передового базирования подводных лодок в портах оккупированной Франции. Каждый проект специализированной базы Карл Дёниц изучал лично, выезжая на место и контролируя ход строительства. До сих пор эти цитадели Третьего рейха «украшают» портовые города Франции. Прекрасно отдавая отчет в уязвимости этих баз для авиации союзников, Германия завершила их строительство к концу 1942 года. После завершения строительства гигантских основных бункеров, несмотря на интенсивные бомбардировки, укрытые в железобетонных доках подводные лодки не несли никаких потерь. Некоторые бункеры были сконструированы таким образом, что их можно было использовать и как сухие доки. Например, база подводных лодок в Лорьяне обеспечивала не только дозаправку лодок и перезарядку торпед, но и полноценный ремонт субмарин в условиях регулярных бомбардировок. Архитектура же железобетонных блоков была настолько продуманной и сверхнадежной, что выдерживала даже удары специально разработанных англичанами бетонобойных бомб. Здесь же, в Лорьяне, прямо напротив базы находились командный пункт и штаб-квартира Карла Дёница, откуда он мог наблюдать за движением подводных лодок. Экипажи субмарин, уничтожившие большое количество кораблей противника, награждались лично Дёницом, а скромные торжества устраивали в расположенном рядом с базой кафе «Маргарита». И в этом же кафе поминали тех, для кого стальной корпус субмарины навсегда становился братской могилой... Так было тогда, в далеких и суровых 40-х.
«Единственная в своем роде морская дружба, вырастающая из общности судьбы, из отсутствия различий в положении членов экипажа подводной лодки, где все зависят один от другого и где никто не лишний, восхищала меня. Каждый подводник ощущает величие океана, величие своей задачи и чувствует себя богаче всех королей. Иной судьбы он не хочет!»
Карл Дёниц, 1941 год

Сен-Назер. Подводная лодка U-976 серии VIIC. Май 2003 года

Покидая залив реки Луары, мы выходим на небольшой моторной лодке в открытое море, и спустя полчаса бросаем якорь в том месте, где покоится немецкая подводная лодка VII серии U-976.
Ясным весенним днем 25 марта 1944 года субмарина под командованием обер-лейтенанта Раймонда Тислера возвращалась на базу с пустыми торпедными аппаратами. Поход оказался удачным, все торпеды были выпущены точно в цель. Английский конвой, следовавший из Великобритании через Гибралтар на Мальту, практически полностью был пущен ко дну. Правда, субмарина пережила атаку глубинными бомбами и получила ряд повреждений, которые удалось временно устранить на месте. Планировалось, что U-976 встанет в док для длительного ремонта, а команда будет отпущена в недельный отпуск. Запах приближающейся весны и перспектива недельного увольнения витали в воздухе несбыточной мечтой. Все были в приподнятом настроении, и ничто не предвещало беды, как вдруг в небе появились шесть английских самолетов «Москито», вооруженных управляемыми торпедами. Лодка успела начать погружение, но за эти считанные секунды английские торпеды достигли своей цели. Раздалось три оглушительных взрыва, и холодная соленая вода мгновенно стала заполнять отсек за отсеком. Груда искореженного металла рухнула на каменистое дно. Вся команда – 39 человек – навсегда нашла свой последний приют в стальном гробу на глубине 55 метров под волнами Бискайского залива.
Сейчас, проплывая над палубой субмарины, окутанной рыболовецкими сетями, уже трудно распознать некогда мощные зенитные пушки, антенны и перископ. Только редкие рыбы снуют между оскаленных рангоутов и магистралей воздушно-балластной системы субмарины. Жан Луи пытается фотографировать какие-то части подводной лодки, но меня гложут сомнения, что даже на фотографиях можно будет что-либо распознать. Одно из самых грозных орудий Второй мировой войны – подводная лодка – теперь лежит на дне, словно раздавленная консервная банка. Мы покидаем немецкую субмарину с болью в сердце, и дальнейший путь в порт проделываем в полном молчании.

Остров Иль-де-Груа. Подводная лодка U-171 серии IXC. Май 2003 года

Остров Иль-де-Груа, что на северо-западе Франции, омывается неспокойными водами Атлантического океана. Этот район французской Бретани утопает в хвойной растительности и своими скалистыми берегами глубоко врезается в Бискайский залив.
Под монотонный звон одинокого колокола местной часовни наша лодка разрезает утренний туман, стелящийся по ровной морской глади, словно змея по льду. Сегодня наша цель – немецкая подлодка U-171.
Субмарина была построена на судоверфи в Бремене в 1940 году и участвовала в боевых действиях «волчьих стай» с 21 октября 1941-го. Подводная лодка вошла в состав 10-й флотилии, расположенной на базе города Лорьян. Под командованием обер-лейтенанта Гюнтера Пфеффера в Мексиканском заливе она потопила пароход «Оаксака» (4351 тонна), нефтяной танкер «П.М. Паркер» (6778 тонн) и танкер «Амалтан» (6511 тонн). Затем, после цикла удачных атак в северной Атлантике, субмарина появилась у берегов Техаса, где пустила ко дну еще несколько кораблей. Во время перехода на базу экипаж получил поздравления от главнокомандующего подводным флотом Карла Дёница и главнокомандующего ВМФ Третьего рейха Эриха Редера. Вернувшись на базу, заправившись топливом и перезарядив торпеды, 9 октября 1942 года субмарина легла в дрейф в пяти милях к западу от базы и невдалеке от острова Иль-де-Груа. Планировалось, что для выполнения нового задания к U-171 присоединится эскорт поддержки. Командир подводной лодки только решил начать движение, когда ровно в 13:00 произошел взрыв. Субмарина стала жертвой британской магнитной мины. Лодка резко накренилась, перевернулась и навсегда превратилась в стальной гроб для всей команды…
На глубине 45 метров стальной монстр распластался между донных скал и каменных глыб. Крупповская сталь сохранила остов жесткого корпуса, местами оголив рангоуты, как ребра скелета. Я проникаю сквозь открытый люк командного отсека, проскальзываю по вертикали узкой трубы, через перископный узел, делаю выдох и проваливаюсь еще глубже, в отсек управления. Оглядываюсь, вокруг на меня из тьмы смотрит множество глаз манометров и вентилей регулировки давления. Абсолютная тишина нарушается только звуком выдоха воздуха из моего акваланга. Отработанный воздух ртутью рассыпается по сферическому потолку подводной лодки. Здесь необходимо держаться как можно осторожно. Любое грубое движение или прикосновение к железным фрагментам субмарины поднимает взвесь и ржавые хлопья, копившиеся десятилетиями и способные за считанные секунды свести видимость до нуля. Аккуратно продвигаюсь сквозь узкие проходы субмарины, мимо радиорубки и крошечного камбуза, далее в сторону жилого отсека для старшинского состава и офицеров. На немецких подводных лодках он расположен ближе к носовым торпедным аппаратам. Луч фонаря выдирает из холодной мглы разбросанные ржавые снаряды и еще какие-то ящики. Вдруг поток света замирает на странных предметах. Холод и острая боль впиваются в мое сердце – передо мной человеческие черепа и сотни костей, разбросанных по всей внутренней палубе субмарины. Сорок девять членов экипажа нашли здесь свой последний приют. Я в настоящей братской могиле! И мне пора убираться отсюда…

Клаус Йохан. Подводная лодка U-171. Воспоминая, январь 1942 года

«Накануне мы разорвали еще один конвой и английский танкер с ГСМ. Задание выполнено, день сегодня был прекрасный, а море гладкое, как кожа девственницы. Акустик доложил: «Винты на большой скорости! Возможно, эсминцы! Пытаются поймать нас на асдик! Срочное погружение до 25 метров!» Мы приготовились, надели войлочные туфли. Эсминцы образовали треугольник – мы в самой середине. Первые глубинные бомбы взорвались с такой неприятной точностью, да еще по шесть сразу! Все стеклянные панели на приборах вылетели как пробки из бутылок. Один за другим слабели клапана, сквозь них начала струиться соленая вода. Атака продолжалась непрерывно в течение трех часов, бомбы ложились все плотнее и плотнее. Из-за необходимости экономить энергию мы вынуждены работать горизонтальными рулями и рулевым устройством вручную. Тем временем акустик уловил подход новых эсминцев. Беспрестанный грохот и тряска, лица у всех бледные, на лбу пот, а под глазами синие круги. Наше положение отчаянное, прекрасная погода решительно против нас. Почему бы не начаться шторму, как это часто бывало? Так мы провели уже 16 часов, перестав считать разрывы бомб. Большинство сигнальных лампочек разбито, с аварийным освещением мы можем только догадываться о расположении различных установок. Мрак, тряска, грохот и сырость делают все еще более пугающим. Жуткий скрип стальных переборок вводит в ужас. Далеко не каждый может достать себе такой дорогой стальной гроб! Если бы только мы могли защищаться, видеть что-то, стрелять. Чувство, что ты в ловушке, в бездействии, – невыносимо! Напряжение упало до предельного уровня, цилиндры сжатого воздуха почти пусты, сам воздух имеет свинцовый, удушливый привкус. Кислорода не хватает, содержание окиси углерода постоянно увеличивается, мы давно уже дышим с трудом. При этой норме мы продержимся не более двух часов, а потом все равно придется либо всплывать, либо подыхать! Но как только подлодка всплывет, все корабли откроют огонь, даже если команда начнет прыгать с борта. Им надо, чтобы подводники растерялись и не смогли затопить субмарину. Захватить подводную лодку – задача врага. А если мы подохнем здесь, на дне, то никто никогда не узнает о нас. От таких мыслей становится мертвецки холодно и одиноко!
Новая команда – «Приготовиться к атаке!». Теперь бомбы взрываются совсем рядом. Грохот и треск такой, что лопаются барабанные перепонки. Вокруг летают куски железа и стекла. Непроизвольно каждый тянет руку к спасательному аппарату. Рука старшего в центральном посту лежит на клапане, чтобы в любой момент запустить сжатый воздух для всплытия, но он все же ждет приказа командира. Рулевой орет, что компас вылетел из рамы. К счастью, никого не задело. Если мы всплывем неожиданно, в темноте, то, возможно, появится один шанс из ста, что нас не заметят. Взрыватели уложены аккуратно против торпедных боеголовок и в других уязвимых местах по всей лодке, так что если взорвется один, то сработают и все остальные. Ни при каких обстоятельствах мы не должны отдавать субмарину врагу и в результате отвечать за гибель многих других экипажей подводных лодок. Эсминцы в ближайшем квадрате! Вращаются шесть разных винтов…
Ругнувшись и сплюнув, командир дал приказ на всплытие! В этот момент мы не могли идти на полной скорости, так как аккумуляторы подсели. Мы подготовили боеприпасы для зенитного орудия и магазины для пулемета, мы еще могли выпустить одновременно пять торпед, и еще у нас имелось четыре других пулемета. Лодка медленно поднимается к поверхности, а глубинные бомбы все еще продолжают разрываться вокруг, сердце в груди колотится как барабан, многие молятся, некоторые, зажмурившись, прижались к трубам охлаждения, как будто это их спасет. Всплытие! Командир смотрит по левому, а я по правому борту. Слава небесам!!! Ночь стоит темная и облачная. Сквозь мглу мы различили три эсминца, и один буквально в 500 метрах от нас. Они продолжали сеять бомбы. Включив сразу оба дизеля, мы дали полную скорость, времени на прогрев не было. Генераторы работали на пределе, два компрессора заряжали сжатый воздух в цилиндры, лодка тряслась как бешеная. Вентиляторы стали подавать свежий воздух по всей лодке. Мы так ослабли, что едва могли стоять на ногах. Расстояние между лодкой и эсминцами стало увеличиваться, но каждый из нас продолжал молиться про себя. Через час мы набрали достаточно свежего воздуха, чтобы идти под водой 16 часов, а уже через два часа мы, ужасно уставшие, снова готовились к выполнению новых заданий».

Нормандия. Подводная лодка U-390 серии VIIC. Май 2003 года

Мы покидаем живописную Бретань и перебираемся в Нормандию. Французский город Шербург расположен на берегу пролива Ла-Манш. Здесь, в 20 милях от берега, во время одной из прошлых экспедиций мы обнаружили на глубине 55 метров немецкую подводную лодку U-390. В тот раз войти внутрь субмарины мы не смогли. Единственная возможность для проникновения – люк для погрузки торпед в носовой отсек, но он оказался лишь наполовину приоткрыт. Тогда нам пришлось поработать домкратом, чтобы сдвинуть с места стальную крышку, застывшую 60 лет назад, но экспедицию пришлось отложить – сильное течение и угроза надвигающегося шторма заставили нас на время забыть о проникновении. Спустя год мы опять пытаемся войти в лодку.
Подводная лодка U-390 под командованием Ханца Гейслера вышла с базы Брест 27 июня 1944 года в зону боевых действий в Ла-Манше. 3 июля 1944-го субмарина появилась неподалеку от порта Шербург. Тогда союзники, высадившись в Нормандии, прорывались двумя фронтами на запад и на восток, поэтому Ла-Манш стал зоной активного судоходства, связывая Европу с Англией. В задачу подводной лодки U-390 входило уничтожение кораблей противника, доставлявших к берегам Франции все новые и новые войска. Теплой ночью 7 июля 1944 года охранение очередного конвоя заметило на поверхности моря силуэт немецкой субмарины, заправляющей свои аккумуляторные батареи. Британский фрегат «Тави» и эскадренный миноносец «Вандерер» открыли огонь по подлодке. Капитан субмарины скомандовал срочное погружение. Лодка легла на грунт, но атака глубинными бомбами полностью уничтожила субмарину. Чудом спасся только старший механик Эрих Штейн – с помощью кислородного спасательного аппарата сквозь носовой люк для погрузки торпед ему удалось в бессознательном состоянии всплыть на поверхность, где он тут же попал в плен.
На глубине 50 метров, подплыв к носовому торпедному люку, откуда спасся Эрих Штейн, я проникаю в субмарину. Во мраке торпедного отсека обнаруживаю четыре сигарообразных цилиндра с винтами. Боевые торпеды до сих пор полностью готовы к работе. Осторожно проникаю в центр лодки. На сгнившем деревянном настиле палубы виднеются покрытые илом черепа и человеческие кости – останки 50 членов экипажа U-390. Теперь уже слишком поздно и слишком узко. Для разворота необходимо проплыть к центральному посту. Возле каюты капитана я постепенно начинаю ощущать пьянящее действие азотного наркоза. Глубина, предательский азот и холодная вода делают свое дело. Становится необыкновенно комфортно и тепло, появляются слуховые галлюцинации, я слышу взволнованные голоса экипажа, вижу мерцающий красный свет аварийных ламп, воображение уносит меня на 60 лет назад…
«Был рождественский вечер 1943 года. Атлантика на редкость спокойна, а бархатный небосвод весь усеян звездами. Ребята вытащили на палубу лодки граммофон с пластинкой. Волшебная музыка Гайдна разносилась в темноте, и казалось, что нет никакой войны. Каждый из нас мечтал о чем-то своем, но я уверен, что все наши мысли были только о мире, о доме, о родных и любимых, которых оставили на берегу. О всех тех, кого, быть может, больше не увидим никогда. Наверно, каждый пытался гнать «вредные» мысли прочь, но эта волшебная музыка возвращала нас обратно в наши воспоминания. Внезапно впереди показалось что-то неясное. Вахтенный заорал: «Объект впереди! Кажется, эсминец! Срочное погружение!» Побросав все, мы ринулись к открытым люкам. Я побежал к центральному посту, но в суматохе ударился об антенну Fu.M.B. Английский эсминец уже стоял почти напротив нас. «Закрыть клапана! Продуть баки! Дьявол! Люк заело!» Голова кружится, неужели всем нам крышка?! Почему не действует эта проклятая штука? В любой момент эсминец мог протаранить нас. Наконец я высвободился из люка и снова был в командном отсеке. Никто не говорил ни слова, мы бешено старались найти причину, почему этот проклятый люк заело. И нашли! Кабель антенны попал в люк. Мы уже были до смешного близки к эсминцу, настолько, что могли видеть, как кто-то курит на мостике, могли слышать даже звуки рождественского праздника. Наша судьба была в их руках, но…. Они нас не видели! Через мгновение роли поменялись. Мы приготовились к атаке. Аппарат номер один готов! Огонь! Лодка вздрогнула, и все затихли в ожидания звука взрыва. Слышно было, как торпеда покинула лодку и с ревом ушла в сторону эсминца. Однако стало похоже, что мы в суматохе промахнулись. На эсминце раздалась сирена тревоги, люди засуетились. Аппарат номер два готов! Быстро! Огонь! Расстояние 400 метров. Мы не могли подойти ближе: 300 метров – опасный предел. Взрывная волна от собственной торпеды – много лодок погибло именно так. Внезапно в тишине раздался грохот взрыва. Небо озарилась яркой вспышкой. Со скрежетом ломающегося железа эсминец мгновенно пошел ко дну, а спустя минуту воцарилась мертвая тишина, словно и не было ничего. В этот раз судьба решила послать на небеса их. Но это только в этот раз!»
Из воспоминаний Эриха Штейна, U-390

Шотландия. Немецкая подводная лодка U-297 серии VIIC. Май 2003 года

Старая добрая Шотландия. Два года назад английские подводные исследователи Кевин Хес и Джеф Кипп неподалеку от рыбацкого городка Стромс обнаружили на глубине 87 метров немецкую подводную лодку U-297. Информация о находке просочилась в европейскую прессу, и спустя год они получили письмо из Франции от вдовы капитана подводной лодки обер-лейтенанта Вольфганга Альдегармана. К письму прилагался золотой медальон в виде штурвала, который более 60 лет назад молодой немецкий офицер подарил жене перед своим последним походом. Вдова капитана просила в письме положить талисман на борт субмарины. Это был акт памяти и признание старой французской женщины в любви своему погибшему мужу. Мы присоединились к этому романтическому путешествию, и ранним туманным утром арендованный англичанами корабль вышел в Северное море вместе с прибывшим из Германии племянником капитана субмарины Томасом Бергмеером. Старая вдова приехать не смогла из-за неважного здоровья. Мы подготовили титановую мемориальную доску, которую также собирались водрузить на субмарину. Сейчас, спустя десятилетия, внуки злейших врагов – Англии, Франции, России и Германии – отдают дань памяти погибшим немецким морякам. Разве это не справедливо? Разве это не настоящий акт примирения?
Холодным зимним днем 6 декабря 1944 года подводная лодка U-297 несла боевое патрулирование в море у северной части Шотландии и возле Оркнейских островов. Среди белоснежных льдин и айсбергов черной отметиной субмарина была замечена и торпедирована английским гидросамолетом «Шорт Сандерленд». Получив несколько смертельных пробоин, субмарина сразу же ушла под воду, унося с собой жизни 50 человек, старшему из которых было всего 28 лет. Это был капитан подводной лодки U-297 Вольфганг Альдегарман. Лодка вонзилась в илистое дно под углом 30 градусов, где на глубине 87 метров застыла навеки.
Большая глубина и холодная вода не позволили нам быть на объекте более 20 минут. А о проникновении внутрь субмарины не могло быть и речи. Достигнув рубки, мы аккуратно положили золотой медальон на люк центрального поста, точно туда, откуда управлял субмариной человек, которому он когда-то принадлежал. Считая каждую минуту, мы прикрепили титановую мемориальную доску к перископу подводной лодки, и на 18-й минуте стали возвращаться к носу лодки, где нас ждал фал, по которому предстоял двухчасовой путь на поверхность. Медленно поднимаясь на поверхность, метр за метром, мы ощущали, как постепенно покидали те далекие и суровые сороковые, годы войны, и возвращались в реальное время, вот только боль в сердце, как осколок, так и оставалась, словно бы мы взяли ее с собой…

Эпилог

В конце экспедиции мы собрались все вместе в том самом кафе «Маргарита», что до сих пор стоит на берегу Атлантического океана напротив бывших немецких военно-морских баз Лорьяна, чтобы помянуть всех погибших во времена Второй мировой войны безымянных моряков. Сколько их еще разбросано по морскому дну? Вокруг нас за маленькими столиками сидят пожилые немцы, австрийцы, французы и француженки, их лица изрезаны траншеями морщин, а головы покрыты пеплом десятилетий. Они пьют вино и о чем-то тихо говорят. Быть может, их беседы полны воспоминаний…
2. Blitz - 11 июля 2010 — 22:57 - перейти к сообщению
Материал действительно интересный.
Пожалуй, единственное, с чем я категорически не согласен, так это то, что про немецких подводников мало пишут. Большинство опубликованных на русском языке немецких мемуаров принадлежат именно подводникам. А для работ западных историков по 2WW это вообще излюбленная тема.

А парни-аквалангисты большое дело делают. Тут добрались они до Лузитании. Оказалось, что пассажирский лайнер таки перевозил оружие, а не был чисто пассажирским судном. Молодцы ребята.
3. OLGERD - 11 июля 2010 — 23:56 - перейти к сообщению
 Blitz пишет:
Тут добрались они до Лузитании. Оказалось, что пассажирский лайнер таки перевозил оружие, а не был чисто пассажирским судном.

А поподробней насчет "Лузитании" и оружия возможно? Не понял
4. Blitz - 11 июля 2010 — 23:59 - перейти к сообщению
С удовольствием, вот хотя бы это:
http://www.spbvedomosti.ru/artic...5208@SV_Articles
5. OLGERD - 12 июля 2010 — 07:49 - перейти к сообщению
Blitz
Спасибки! Значит, правильно кайзеровские моряки этот гроб на дно пустили! Надо еще покопать тему! Ниндзя
6. Zasada - 16 июля 2010 — 14:44 - перейти к сообщению
Кстате а есть данные какой подводный флот был более результативный
7. Blitz - 16 июля 2010 — 15:01 - перейти к сообщению
Как то вот так:

За время Второй мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В их числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота.

На счету подводников ее величества только 70 боевых и 368 торговых германских судов общим тоннажем 826 300 тонн

Их союзники американцы потопили на тихоокеанском театре войны 1178 судов общим тоннажем 4,9 миллиона тонн.

Не была благосклонна фортуна и к двумстам шестидесяти семи советским подводным лодкам, которые за время войны торпедировали только 157 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 462 300 тонн.


Источник не слишком академический Улыбка :
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/97/
8. Zasada - 16 июля 2010 — 15:24 - перейти к сообщению
В принципе все по логике вещей
1 Немцы дейсвовали против острова на котором куча людей и заводов и для всех необходимы ресурсы, а также ленд-лиз для страны советов (1108 субмарин за всю войну)
 Цитата:
Поначалу ему позволили отправить только пять лодок, но они быстро проявили себя, когда U123 потопила у мыса Гаттераса восемь судов в течение суток!
У америкосов фаши натопили очень много не защищенных судов. К концу июля 42 г они натопили 661 судно тоннажем 3 550 000 тонн, а потери 11 лодок
2 Пендосы тоже воевали против острова но видать их подводники были по хуже или япошки менее мощно использовали поставки из других мест.
Америкосам до 43 года как плохим танцорам торпеды мешали.
Скрытый текст:
Для просмотра Вам необходимо авторизоваться и оставить не менее 5 сообщений

3 Спорно что англичане пусть у япошек был меньший подводный флот (130 субмарин потоплено) но зато сколько целей весь тихий и индийский океан у тебя перед глазами и попробуй как нам в балтике и в черном море перекрой кислород
4 наверняка япошки хотя должны быть англичане
Скрытый текст:
Для просмотра Вам необходимо авторизоваться и оставить не менее 5 сообщений

5 Русские пусть основной флот и был заперт на балтике и черном море, но 260 ( по моему это прилично)
6. Итальяшки самый маленький флот (85 кораблей потоплено) и вообще если не хочешь воевать, не надо вспоминать праотцов которые весь мир держали в кулаке. К стати в средиземмноморье англичане очень активно плавали, и на топить там даже с таким маленьким флотом можно было побольше чем мы особенно если дежурить у сицилии
 Цитата:
Эффективность действий итальянских подводных лодок уже стала огромным разочарованием для их немецких союзников, а теперь они оказались не в состоянии защитить линии снабжения Африканского корпуса.

http://www.ufleet.ru/lyxden.html посолидней вашего, Улыбка
9. Prinz Eugen - 16 июля 2010 — 19:37 - перейти к сообщению
 Zasada пишет:
http://www.ufleet.ru/lyxden.html посолидней вашего, Улыбка

Гы...
http://www.ubootwaffe.net/
http://www.uboat.net/
10. Zasada - 17 июля 2010 — 11:15 - перейти к сообщению
 Prinz Eugen пишет:
 Zasada пишет:
http://www.ufleet.ru/lyxden.html посолидней вашего, Улыбка

Гы...
http://www.ubootwaffe.net/
http://www.uboat.net/

Пасиба, но слаб я в языке черчиля, но просмотрел. Жаль что там все больше про фашиков, а о подводных флотах других стран нет. Меня интересует сравнение.
11. Bot - 6 сентября 2010 — 19:20 - перейти к сообщению
 OLGERD пишет:
чтобы помянуть всех погибших во времена Второй мировой войны безымянных моряков.

Совершенно не жалко "мальчиков Деница". После всего что они натворили, их еще жалеть что-ли!
Вот так с ними надо!


Нажмите для увеличения

(Добавление)
еще......

Нажмите для увеличения
12. Zasada - 6 сентября 2010 — 19:36 - перейти к сообщению
Bot, где вы напали на "золотою жилу" военных фоток? Хм
Откройте общественности глаза, о том "откуда дровишки"!!!
13. nemesis - 6 сентября 2010 — 22:52 - перейти к сообщению
 Bot пишет:
После всего что они натворили
а что они такого натворили ??
14. Bot - 6 сентября 2010 — 23:42 - перейти к сообщению
 nemesis пишет:
а что они такого натворили ??

Расстрел спасательных шлюпок с моряками- этого уже достаточно.
15. nemesis - 6 сентября 2010 — 23:44 - перейти к сообщению
 Bot пишет:
Расстрел спасательных шлюпок с моряками- этого уже достаточно.
т.е с вражескими солдатами ???

Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru
GreyExBB Style converted by Markus-