Военно-исторический форум Military > История войн > Военная техника > Военно-морской флот > Легенда о «Катти Сарк»

Страниц (1): [1]
 

1. Egor - 24 января 2011 — 22:56 - перейти к сообщению
В далеком 1870 году потомственный моряк и судовладелец Джон Уиллис спустил на воду знаменитый чайный клипер «Катти Сарк». Произошло это в городке Дамбартон в Шотландии.
Всё в конструкции клипера было подчинено скорости : острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, добротный корпус. Днище парусника было сделано из особого сплава цинка и меди, а часть, находившаяся над водой, отделана тиком и вязом.

В переводе с шотландского «Cutty Sark» означает «Короткая рубаха». Свое более чем странное название судно получило благодаря страстному желанию его обладателя привнести в его название немного чертовщинки. Дело в том, что на Джона Уиллиса произвела яркое впечатление поэма Роберта Бернса «Тэм ОШентер». А поэма эта вот о чем. Некий Тэм О’Шентер был не прочь после тяжелого дня пропустить с друзьями рюмку-другу.
Но вот беда - меры бедняга не знал. Возвращаясь домой с очередной попойки на своей старой кобыле он услышал в местной церкви звуки ведьминского шабаша и решил взглянуть на происходящее. Среди толпы увидал он дивную красотку. Она была в тонкой короткой рубашке, любимой с детства. И увидав такую картину, изрядно подвыпивший Тэм осмелел и не смог удержаться от комментариев. В тот же миг он был замечен, и началась погоня. Спасла беднягу его старая кобыла, поплатившись своим хвостом.

Но почему же Уиллис попросту не взял и не назвал парусник «Ведьма»? Все очень просто. Моряки – народ суеверный. И вряд ли кто-то пошел бы работать на судно с таким названием. Потому и замаскировал бесовское название своего клипера странным именем «Катти Сарк», а на нос его поместил деревянную фигуру ведьмы с лошадиным хвостом в руках.

Не смотря на то, что клипер был построен в пору, когда время парусников, пусть даже самых быстрых, заканчивалось, Джон Уиллис рассчитывал сделать его победителем знаменитых «чайных гонок». Но «Катти Сарк» лишь один раз пришел третьим, а в 1872 году необходимость проведения парусных гонок отпала. Пароходы вытеснили клиперы с чайных линий Китая и Индии. Кроме того, знаменитая чайная компания «Twinnings», начала выпускать купированный чай, который долгое время не терял своего вкуса и аромата.

Тогда Уиллис стал перевозить на «Катти Сарке» шерсть из Австралии в Англию. И вот здесь ему удалось добиться успеха, развив рекордную для парусника скорость в пятнадцать узлов. Но прославился клипер не этим.

В 1954 году этот парусник стал единственным сохранившимся чайным клипером. В 1895 году владелец продал его португальской компании. Попав в шторм в 1916 году, «Катти Сарк» лишился мачт у мыса доброй Надежды. В порту Кейптауна его починили и снова использоваль для перевозки грузов. А в 1922 году корабль выкупил Вильфред Доумэн, который восстановил его и начал использовать как учебное судно у берегов туманной Англии. В 1954 году «Катти Сарк» стал музеем на Гринвиче и стал пользоваться высокой популярностью среди туристов.


По нелепой случайности 21 мая 2007 года в музее произошел пожар. «Катти Сарк» сгорел из-за невыключенного пылесоса. За 2008-ой год удалось собрать средства на восстановление музея и в настоящее время он восстанавливается.
Кстати, существует очень популярный сорт шотландского виски, который называется «Cutty Sark».
Завод по производству этого напитка находится рядом с портом, где судно было спущено на воду. Потому этот сорт виски и получил такое название.
2. Prinz Eugen - 25 января 2011 — 19:59 - перейти к сообщению
 admin пишет:
И вот здесь ему удалось добиться успеха, развив рекордную для парусника скорость в пятнадцать узлов.

Вообще-то официально зафиксированная максимальная скорость - 17,15 узла.

15 узлов - это длительная среднерейсовая.
3. Egor - 25 января 2011 — 21:14 - перейти к сообщению
 Prinz Eugen пишет:
Вообще-то официально зафиксированная максимальная скорость - 17,15 узла.

Дааа? прошу прощения за недостоверность.. Улыбка
4. Кэптен Фокин - 25 января 2011 — 22:04 - перейти к сообщению
 admin пишет:
Тогда Уиллис стал перевозить на «Катти Сарке» шерсть из Австралии в Англию. И вот здесь ему удалось добиться успеха, развив рекордную для парусника скорость в пятнадцать узлов. Но прославился клипер не этим.

Для "Катти Сарка" действительно зафиксировано 17.5 узла , но судя по всему, были клипера и побыстрее. Зафиксировано и 18 узлов и 21, все это сведения различной степени достоверности.
(Добавление)
 Prinz Eugen пишет:
15 узлов - это длительная среднерейсовая

Немножечко поправлю с вашего разрешения. Длительная среднерейсовая скорость самых быстрых клиперов не превышала 8 узлов. "Фермопилы" на рекордном переходе Ньюкасл-Шанхай за 28 суток имел среднерейсовую 8.1 узла. Он же, выиграв чайную гонку от мыса Адамс до мыса Лизард имел среднерейсовую 7 уз. А это был очень славный клипер, как вы помните.
5. Prinz Eugen - 25 января 2011 — 23:35 - перейти к сообщению
 Кэптен Фокин пишет:
А это был очень славный клипер, как вы помните.

Да...две легенды своего времени.

А по скорости, как-то сидел пересчитывал скорости американских клиперов ходивших и Нью-Йорка во Фриско вокруг Горна, реально там именно среднерейсовая скорость доходила до 15-17 узлов.

Позднее посмотрю, данных нет под рукой.
6. Кэптен Фокин - 26 января 2011 — 00:02 - перейти к сообщению
Prinz Eugen, я понял, о чем вы. Действительно, из 10 клиперов-рекордсменов 9 - американцы. Их "Sovereighn Of The Seas" действительно держал рекорд продолжительной скорости больше века. Но там была не среднерейсовая, а суточная. Так называемая "от полудня до полудня". И даже 18 узлов, или 19.
А среднерейсовую 15 мы с вами вряд ли наберем даже у современных крейсерских тримаранов в достаточно продолжительной гонке. Интересно, нужно посчитать.

Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru
GreyExBB Style converted by Markus-